Площадь три вокзала Москвы

План реконструкции Москвы

Площадь три вокзала. Под таким именем москвичи и приезжие знают ныне Комсомольскую площадь, которая до 1932 г. называлась Каланчёвским полем по находившейся на нём пожарной каланче.

На площади трех вокзалов — Казанском, Ленинградском, Ярославском — начинаются самые протяженные железнодорожные маршруты России.

Три вокзала Москвы: Ленинградский, Ярославский, Казанский

История строительства Москвы неразрывна связана с историей ее расширения, а расширения начинается с приезжих и соответственно с площади где расположились три основных вокзала Москвы. Об истории строительства трех вокзалов и пойдет речь в этой статье.

Ленинградский вокзал имел первоначально название Николаевский вокзал. В середине XIX века Комитет по строительству железной дороги между Петербургом и Москвой решил создать на месте Каланчевского поля главный транспортный узел города. В 1849 году на месте сгоревшего Артиллерийского двора было построено здание канцелярии Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала по проекту архитектора К. А. Тона.

Ленинградский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Ленинградский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Ярославский вокзал вырос на Каланчевской улице вслед за Николаевским (1862 год, архитектор Р. Кузьмин). В 1906 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля взамен старого построен новый Ярославский вокзал.

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский вокзал в Москве

В 1864 году был сооружен Рязанский вокзал (архитектор М. Ю. Левестам), который с 1894 года стал называться Казанским по конечной станции назначения. К концу XIX века возросшие грузоперевозки потребовали его реконструкции.

Ярославский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Казанский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

В 1911 году проектирование Казанского вокзала поручили А.В.Щусеву. Тогда же был засыпан Красный пруд. Сегодня о нем напоминает название Краснопрудной улицы. Строительство Казанского вокзала длилось с 1913 года с перерывами до 1926 года; а его отделка — до 1940 года.

Виадуг на площади трех вокзалов в Москве

Виадуг на площади трех вокзалов в Москве

В 1912 году по проекту А. В. Щусева был построен виадук, соединивший в единую систему железнодорожные ветки трех вокзалов. Он строился как временный, но существует до сих пор, закрывая вид на Комсомольскую площадь со стороны центра города. Попытка реконструировать площадь трех вокзалов была предпринята в 1918 году, когда коллектив зодчих во главе с А. В. Щусевым разрабатывал первый план реконструкции социалистической Москвы.

План реконструкции Москвы

План реконструкции Москвы

План реконструкции Москвы «Новая Москва»: Каланчевская площадь
Проект. Архитектор Щусев, 1918 год

 Архитекторы предложили план концептуального развития города «Новая Москва», по которому Каланчевская площадь значительно увеличивалась за счет сноса всех построек, за исключением Казанского вокзала. Николаевский (Ленинградский) и Ярославский вокзалы объединялись огромным дебаркадером, становясь рядовыми станциями Московской окружной железной дороги. Но этот проект не был осуществлен.

Архитектурный ансамбль Казанского вокзала полностью сложился с постройкой Клуба имени Октябрьской революции (1926).

 

Площадь три вокзала в Москве

Площадь три вокзала в Москве

В 1932 году в честь комсомольцев метростроевцев Каланчевская площадь была пере именована в Комсомольскую. Через три года открылась радиальная станция метро (архи тектор Д. Н. Чечулин), после чего вся площадь была заасфальтирована. В 1952 году комплекс зданий на площади пополнился павильоном станции метро «Комсомольская кольцевая» (архитектор А. В. Щусев). В следующем году получила прописку на площади одна из семи московских «высоток»— гостиница «Ленинградская» (архитекторы Л. М. Поляков, А. Б. Борец кий). Рядом со зданием ЦДКЖ, напротив Ярославского вокзала, в 1983 году появился крупный универмаг «Московский».

Казанский вокзал сегодня преобразился в соответствии с первоначальным Щусевским проектом 1913 года. Он был расширен за счет достройки здания по Рязанскому проезду, сооружения нового крыла по Новорязанской улице и возведения над семнадцатью железнодорожными путями застекленного покрытия площадью более 19000 квадратных метров.

Яндекс.Метрика