Каланчевская площадь трех вокзалов Москвы

Каланчевская площадь трех вокзалов

Каланчевская площадь трех вокзалов

Каланчевская площадь, а в народе, да  и почти официально ее называют «площадь трех вокзалов». После Красной и Манежной, Каланчевская площадь, пожалуй, самая известная площадь Москвы. И те, кто приезжает в столицу, обязательно знакомятся с ней, тогда как до Красной площади не каждый гость успевает доехать.

Три вокзала. Под таким именем москвичи и приезжие знают ныне Комсомольскую площадь, которая до 1932 г. называлась Каланчёвским полем по находившейся на нём пожарной каланче. На площади трех вокзалов — Казанском, Ленинградском, Ярославском — начинаются самые протяженные железнодорожные маршруты России.

Ленинградский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Ленинградский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Первая железная дорога соединившая Москву с Петербургом была построена в поле в 1851 г. и там же был построен Николаевский вокзал Московско-Петербургской железной дороги (ныне Ленинградский). Тогда же закончили строительство первого вокзала — Николаевского (ныне Ленинградский). По приказу любившего порядок императора Николая I оба вокзала первой в России железной дороги — в Москве и Петербурге — сделали совершенно одинаковыми. Автором их проекта был архитектор К. А. Тон, создатель храма Христа Спасителя. В 1862 г. рядом с Николаевским был возведён Ярославский вокзал, а в 1864 г. Рязанский (с 1894 г. Казанский).

Ленинградский вокзал. Как Казань не похожа на Петербург, так и красно-белый колорит Казанского вокзала отличается от казённых жёлтых стен Ленинградского. До 1924 г. вокзал назывался Николаевским, потом долгое время Октябрьским. Он сохранил ту же строгую форму с часовой башней посередине. В 1977 г. внутренние помещения вокзала были перестроены, а со стороны перронов пристроили огромный зал ожидания, аналогичный возве-дёному в те же годы в Ленинграде. Теперь он может принимать и отправлять до 50 тыс. пассажиров в день. Однако все эти толпы стараются побыстрее миновать вокзальные помещения, вытянутые вдоль центрального зала. А вот на Казанском, с его закоулками, люди порой живут сутками и неделями. Одни ждут своего поезда, другие уже ничего не ждут, а невольно пополняют армию московских бомжей (так называют людей без определённого места жительства, т. е. просто бездомных). В 1997 г. была завершена десятилетняя реконструкция вокзала. Он стал чище и просторнее, обзавёлся крытыми перронами и электронной системой оповещения. Сейчас через него ежедневно проходят 70 поездов дальнего следования и 200 пригородных.

Ярославский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Ярославский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Каким был Ярославский вокзал, уже никто не помнит, потому что в 1902-1904 гг. архитектор Ф. О. Шехтель выстроил новое здание в нео русском стиле. Похоже, образцом послужил терем царя Додона из пушкинской «Сказки о золотом петушке». Есть и сам петушок — на высоком шпиле здания. Выбор характерных для древнерусского зодчества декоративных элементов как нельзя лучше отвечал названию вокзала. Ведь от него шла дорога в Ярославль — древний русский город, центр княжества.

Ярославский вокзал. Однако больше всего пассажиров принимает маленький Ярославский вокзал. В 1995 г. он также был реконструирован и теперь пропускает 300 поездов и до 400 электричек в день. Мест в залах ожидания не хватает, и летом людской поток выплёскивается на Комсомольскую площадь. В 1983 г. специально для приезжих был построен громадный универмаг «Московский». Вообще, магазинов вокруг трёх вокзалов немного. Зато к услугам пассажиров ларьки и лотки с самыми разными товарами, рестораны и даже казино. На площади стоят автобусы, на которых приезжие могут совершить экскурсию по российской столице.

Самая длинная в мире железная дорога начинается именно с Ярославского вокзала, магистраль Москва — Владивосток протяжённостью 9302 км., начинается с миниатюрного Ярославского вокзала. Вокзал связывает Москву с Севером, Уралом и Сибирью, а также с Китаем и Монголией. В его оформлении преобладают спокойные «северные» тона и краски, неяркий растительный орнамент.

Ярославский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Казанский вокзал на Каланчевской площади трех вокзалов

Казанский вокзал. С него отправляются поезда в Поволжье и Среднюю Азию — край яркого солнца и сочных красок. Это учёл архитектор А. В. Щусев, когда в 1914г. начал строить новое здание вокзала. Прежний кирпичный барак он заменил живописным зданием, в оформлении которого сочетались русские и восточные мотивы. Для внутреннего оформления Щусев пригласил художников из российского объединения «Мир искусства»-А. Н. Бе-нуа, Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебрякову. Мастера, входившие в него, часто обращались к прошлому и сказочным образам. Ресторан вокзала до сих пор украшают живописные панно художника Е. Е. Лансере.

     Ансамбль трех вокзалов, бесспорно, может служить наглядной иллюстрацией как истории железнодорожного строительства в России, так и развития стилевых направлений в архитектуре с середины XIX века до наших дней. На одной площади сошлись творениями лучшие мастера своего времени: К.Тон, Ф.Шехтель, А.Щусев, позднее Л.Поляков (гостиница «Ленинградская») и А.Рочегов (универмаг «Московский»). Каждый зодчий был самобытен, но уважал произведения старших товарищей, и именно поэтому, наверное, в итоге здесь получился единый гармоничный ансамбль. По сути, Комсомольская площадь в своем нынешнем виде — это и своеобразное концентрированное выражение такого замыленного понятия, как «московская архитектура».

Яндекс.Метрика